Реконструкция Центральной набережной Волгограда

Реконструкции Центральной набережной Волгограда был посвящен конкурс (с 20 июля по 10 августа 2012г.) на лучший концептуальный проект комплексного развития территории набережной имени 62-й Армии. Работы были выставлены в Доме архитектора и вызвали большой интерес у жителей города. За все время работы выставку посетило более 3000 человек.

Реконструкция Центральной набережной Волгограда
Реконструкция Центральной набережной Волгограда

Будучи коренной волгоградкой с архитектурным образованием, я просто не могла оставить без внимания такое мероприятие.

На выставке было представлено 6 проектов. Если честно, ни один из них не отразил и малой толики того, что хотелось увидеть. По большому счету они были даже похожи друг на друга: бетон, стекло, кубы...

Как будто придумывались эти проекты совсем не для Волгограда. Словно все дружно забыли, что за верхней террасой находится сталинский ампир с классическими колоннами, изящными карнизами и рельефными фризами. Новые сооружения предлагались совсем в другом масштабе, модуле и стилистике, никак не поддерживая уже сложившуюся застройку и никак не привязываясь к ней. В одном из проектов не учитывалась даже основная ось города: Площадь Павших Борцов – Аллея Героев – Пропилеи – Лестница - далее предлагался ничем не обоснованный поворот в сторону. А ведь лестница с пропилеями задумывались как парадный вход, ворота прямо в город.

Реконструкция Центральной набережной Волгограда
Реконструкция Центральной набережной Волгограда
Реконструкция Центральной набережной Волгограда
Реконструкция Центральной набережной Волгограда

И как будто нет у нас испепеляющего солнца и вездесущей пыли. Ужаснуло малое количество зелени. Не то, что деревьев, дающих спасительную тень, даже газончиков было совсем немного. Мне сложно было представить себя гуляющей по набережной – настолько неуютно они выглядели. Совсем не располагают к неспешной приятной прогулке огромные пустынные бетонные пространства!

Реконструкция Центральной набережной Волгограда
Реконструкция Центральной набережной Волгограда

Как будто делалось все это совсем не для людей, а для бизнесменов. Нет ни детских площадок, ни тенистых аллей, ни фонтанчиков (совсем мало). Зато много бизнес-центров, гостиниц и яхт-клубов. Нет, возможно, они и нужны городу – пусть это решают специалисты по инфраструктуре. Но не образовалось мест для прогулок и семейного отдыха.

Появились, правда, концертные и выставочные залы, кафе и рестораны, дорожки для велосипедистов и роллеров. Предлагались различные транспортные решения, вплоть до пуска трамвайной линии по нижней террасе.

Реконструкция Центральной набережной Волгограда
Реконструкция Центральной набережной Волгограда
Реконструкция Центральной набережной Волгограда
Реконструкция Центральной набережной Волгограда
Реконструкция Центральной набережной Волгограда
Реконструкция Центральной набережной Волгограда

Отдельно хочу высказаться по поводу скульптурной композиции, которую предлагается установить на набережной. Она посвященной странам-участникам антигитлеровской коалиции и представляет собой развевающиеся флаги государств.

Во-первых, весьма сомнительна ее эстетическая ценность. Посетители называли ее «уродством» и «куском ржавчины».

Во-вторых, сюда закралась ошибка: представлен флаг России, а не СССР. А ведь тяжесть военных лишений вынесли все народы СССР.

В-третьих, коалиция не участвовала в Сталинградской битве! Она проявила себя на пару лет позже. «После окончания войны, - напоминают волгоградцы, - именно эти страны совещались — что делать дальше с народом-победителем. Добить или так вымрет? А мы им - памятник»?

Реконструкция Центральной набережной Волгограда
Реконструкция Центральной набережной Волгограда

После осмотра всех проектов мне захотелось оставить свой комментарий в книге отзывов. Пока листала, естественно, ненароком пробежала глазами по другим записям. Практически все были единодушны: больше зелени! Никому не хотелось гулять по раскаленному бетону. Вторым по популярности было мнение: приведите в порядок то, что есть и больше ничего не надо! И ни одного восторженного мнения… Мне тоже показалось, что работы на удивление не гармоничны. Есть, конечно, хорошие идеи и красивые формы, но совсем не для нашего города, не под наш климат, не под наши потребности, не под нашу историю.

В конкурсе архитекторам была поставлена задача — соединить в гармоничное целое уже благоустроенную верхнюю часть центральной набережной и её нижнюю часть, нуждающуюся в капитальной реконструкции, отразить архитектурные особенности города, его историческое прошлое. Ни один из проектов цели не достиг.

Позже я нашла комментарии к конкурсу в интернете. Очень хочется поделиться некоторыми:

  • «Ни один проект не понравился. Хочу, чтобы были фонтаны, много цветов, зеленных насаждений, детский уголок, площадки для концертов, где можно было бы и потанцевать и послушать живую музыку. Кафе тоже не помешают, если только не нагромождать их, как было раньше. Мечты, мечты. Жаль, что я не архитектор и плохо рисую…»
  • «5-й проект интересен, но как многие тут написали, практически нет зеленых зон… У нас такая жарища каждое лето! А на всех проектах практически ни одного деревца. Неужели это все, на что способна фантазия авторов проектов?! Видимо, ни один из них не думает о людях!»
  • «…набережная у нас и так в нормальном состоянии, нужно сделать только косметический ремонт, а за Панорамой остается практически пустая территория»
  • «Нужно сохранять облик города и восстанавливать его, а не выкидывать бешеные деньги на ветер - я за нашу старую набережную»

Вот несколько записей из книги отзывов:

  • «Берег Волги превращается в бетонные лабиринты, приспособленные для бизнеса, а не для отдыха».
  • «Больше зелени и детских площадок, меньше низкопробных кафе».
  • «Совершенно отсутствует общественный транспорт, связывающий набережную с районами города».
  • «Нет фонтанов, скамеек, туалетов. Все варианты провальные. В них мало внимания уделяется удобству жителей».
  • «Абсолютно недопустимая уплотненная застройка. Категорически против застройки жилыми домами».
  • «Проекты нефункциональны, отсутствует комплексный подход. Не подходит ни один».
  • «Авторы игнорируют градостроительную ситуацию и предлагают увековечить свое тщеславие, свои амбиции».

А вот мнение специалистов:

- Сегодняшние варианты вызывают одно недоумение, - говорит член Союза архитекторов Людмила Галухина. А заместители областного волгоградского совета ветеранов Юрий Торгашев и Николай Мишин на вопрос — «Какой проект больше всего нравится»? - выдохнули: «Душу мы ищем в этих проектах. А ее тут как раз нет».

- Ни в одном проекте нет концепции развития набережной, что недопустимо, - убежден архитектор Александр Антоненко. - Кроме того, заявлялось, что важно соединить воедино Царицын, Сталинград, Волгоград, однако никому это сделать не удалось. Образа города Волгограда-Сталинграда-Царицына нет.

24 августа были подведены итоги конкурса и объявлен победитель. Итак, первое место занял проект №5, второе - №4, а третье разделили №2 и №3.

При этом надо отметить, что окончательно утвержденным проект №5 считать нельзя – так много требуется доработок. Вот что говорит по этому поводу Анатолий Еськин, И.О. начальника главного управления архитектуры и градостроительства Волгоградской области: «Наверное, нельзя говорить, что он взят за основу, потому что переработка будет серьезная… Рабочий проект реконструкции набережной будет создаваться на основе лучших эскизов, но с учетом всех замечаний профессионального сообщества и общественности».

Реконструкция Центральной набережной Волгограда
Реконструкция Центральной набережной Волгограда
© Дизайн-бюро Линия Cтиля
(обновлено )

Оценка: 5.0/5 (9 голосов)


Игорь

Бетон, бетон, бетон... Неужели нет других вариантов с большой парковой зоной? При нашей жаре в таких бетонных лабиринтах просто спечешься. Хочется зелени, тени, прохлады. А вот этому странному сооружению в виде флагов на нашей набережной не место!

Алена Андриянова

Игорь, полностью разделяю Ваше мнение! Я тоже была удивлена работами. Чужие они... не наши, не для нас! А скульптура эта (ее макет) сейчас стоит в библиотеке Дома Архитекторов. Хоть бы про нее забыли! )))

Ааааа Архетиктор

Нет пожалуй это просто нормальный типовой проект не более. На грандиозный замысел даже не тянет так дитя 5 класса проектировал

Чеботарёв Николай Павлович

Алёна! Вы в своё время опубликовали замечательную статью. Но, на сегодня "добрые люди" набережную Волгограда превратили в 0-ю транспортную магистраль! Набережная это с градостроительной точки зрения что? При планировочном решении городов, расположенных на берегах крупных водоемов, стремятся приблизить к ним центральные части города и жилую застройку, создать набережные, которые служат украшением города, расположить у водоемов крупные озелененные участки. На берегах водоемов устраивают пляжи и сооружения для отдыха и спортивных занятий на воде. Так же? Конкурс, мнение горожан, заключения экспертов оставлены без внимания. Представители некоторых СМИ с радостью сообщают о том, как губернатор открыл движение по "НУЛЁВКЕ" (цитата из его выступления). Приведу фрагмент моей переписки. Почитайте, если Вам будет интересно.
Пишет Дмитрий Бакаев (Волгоград, Россия), 21 декабря 2017 года: "Сегодня в Волгограде откроют Новую автомагистраль вдоль Волги. Около 20 лет ждали эту дорогу, но стоит отметить, что только губернатор Андрей Бочаров взял и сделал то, о чем другие только болтали. Общая протяженность рокадной дороги - 6,5 километров.
Новая дорога возьмет на себя часть автомобильного потока в центре города и разгрузит Первую Продольную. Проезд по Волгограду становится комфортнее и видно, что город меняется в предверии чемпионата". Источник: http://runews24.ru/volgograd/21/12/2017/526994f67d7166d473510a4cd18cec2e
МОЙ ОТВЕТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ: До этого события, Дмитрий, у нас жителей с улицы имени маршала В.И. Чуйкова был свежий (относительно) воздух. Особенно, когда жаркими летними вечерами ветерок веял с Волги! Что теперь? Где теперь пешеходная зона? Вы только представьте, каким очаровательным стал бы Волгоград — с бесконечной ПЕШЕХОДНОЙ набережной. Такой, например, как в Ростове-на-Дону. Смотрите и завидуйте! Ссылка для просмотра: https://nickned.livejournal.com/360662.html?mode=reply и т.д.

Чеботарёв Николай Павлович

Посмотрите Главную набережную Казани - бесспорно, лучшую в России. Ссылка: http://nickned.livejournal.com/291355.html Пешеходная зона на Крымской набережной Москвы в октябре 2013 года стала продолжением набережной, которая идёт от Воробьевых гор и ЦПКиО имени Горького. Ссылка: https://city4people.ru/blog/blog_342.html Про набережные Дюссельдорфа и Кельна, Осло, Лос-Анджелеса, Майами можно помечтать! ЧТО У НАС В ВОЛГОГРАДЕ?! Р О К А Д Н А Я Д О Р О Г А!!! Бездарное решение, но, зато, простое. Враз и навсегда, загубили Волгоград-Сталинград-Царицын!!! Даю мнение умного человека: "Самое главное, что может быть в современном городе - набережная. Приехать на берег реки, озера и, тем более, моря после сложного рабочего дня - что может быть лучше? Сесть близко к воде, заказать бокал хорошего пива или вина, ну или пусть даже просто устроиться на лужайке, глядя на волны - это именно то, что нам так необходимо, чтобы снять стресс, расслабиться, стать милыми, добрыми, ласковыми и уважительными друг к другу". https://nickned.livejournal.com/360662.html

Чеботарёв Николай Павлович

В пояснительной записке к схеме планировки Сталинграда, выполненной в 1943 году Академией архитектуры СССР под руководством академика К.С. Алабяна, среди прочего приводится анализ «основных архитектурных и планировочных дефектов существовавшего города» (далее цитата): «1. Недостаточный учёт рельефа в трассировке уличной сети, которая построена целиком по шахматной прямоугольной системе, между тем, как рельеф местности складывается из ряда выразительных холмов и склонов в разных направлениях. 2. Несмотря на то, что город расположен вдоль берега Волги, фактически город отрезан от Волги ж/д веткой и НЕ ИМЕЕТ ХОРОШЕЙ, свойственной городу у реки НАБЕРЕЖНОЙ. 3. Город не имеет ясной и четко выраженной системы магистралей и площадей. 4. Ж/д пути и станция Сталинград-I, располагаясь в центральной части города, разрезают город пополам, затрудняя сообщение разобщенных частей и прижимают город к берегу реки. 5. В городе нет нормального количества зеленых насаждений, больших общественных парков; на городской территории много неблагоустроенных оврагов. 6. В застройке города нет определенной строительной системы; как правило, новая застройка города была излишне завышена, особенно, на набережной на участке домов специалистов. 7. Город не имеет целостных архитектурных ансамблей, в архитектурном отношении не использованы природные данные города, расположенного вдоль реки и на различных террасах рельефа; архитектурно не выявлены высокие точки рельефа и видовые места в городе.»

Чеботарёв Николай Павлович

Это 74 года назад было разработано академией архитектуры СССР при живом И.В. Сталине. Полагаю, что в тот момент времени разработчики старались выполнить свою работу качественно. Жителям нашего города в 1943 году было, как очевидно, не до мечтаний об АВТОТРАССЕ вдоль реки! Теперь, если позволите, о том, что говорит руководитель Волгоградской области по данной теме сейчас. Цитата (http://мтв.онлайн/feed/transport/tri-plyus-nol-5762465951.html): «Дорога вдоль Волги — это мечта многих поколений волгоградцев. Мечты сбываются, если работать, и нам всем вместе удалось реализовать это проект, — сказал Андрей Бочаров. — Наша Нулевка — это возможность окончательно решить, что дороге вдоль Волги быть. На это потребуется время и ресурсы, но уже нельзя вычеркнуть из истории строительство и запуск движения на этом участке. Спасибо всем, кто строил и проектировал рокадную дорогу, кто еще 53 года назад мечтал о ней, чтобы дать возможность последующим поколениям увидеть город таким, каким его задумали фронтовики, ветераны, которые восстанавливали его после Сталинградской битвы».

Чеботарёв Николай Павлович

В 1943 году Академия архитектуры СССР: "... город расположен вдоль берега Волги, фактически город отрезан от Волги ж/д веткой и НЕ ИМЕЕТ ХОРОШЕЙ, свойственной городу у реки НАБЕРЕЖНОЙ ..." В 2017 году Андрей Бочаров: " ... НАША НУЛЁВКА — это возможность окончательно решить, что ДОРОГЕ вдоль Волги быть ..."
Горожане, через 74 года качество вашей жизни повысилось?! "Нулёвка"!!!

Чеботарёв Николай Павлович

Дмитрий Трофимов публикует ссылку на МТВ, о том же: http://мтв.онлайн/feed/transport/tri-plyus-nol-5762465951.html Что им всем сказать? Господа, не ленитесь изучать опыт предыдущих поколений и других городов мира! Делайте эти исследования до того, как даёте оценку событию. Вот ещё одна ссылка на любопытный материал: http://kapitel-spb.ru/article/1725/ (Ю. Янушкина. Сталинград 1930-1950 гг. Образные метаморфозы советского города тоталитарной эпохи.)

Чеботарёв Николай Павлович

Тут смотрите мировой опыт: http://www.admagazine.ru/arch/100642_samaya-uyutnaya-naberezhnaya-ameriki.php (Самая уютная набережная Америки). "Набережная, соединяющая озеро Мичиган и реку Чикаго, строилась 15 лет. Осенью 2016 года была завершена третья фаза строительства, и теперь мы точно можем сказать, что результат стоит потраченного времени".

Алена Андриянова

Николай Павлович, огромное спасибо Вам за такие комментарии и проработанный материал! Совершенно с Вами согласна! Политики - это политики и любое достижение, даже сомнительное, засчитывают себе в "плюс". Отрезанность от воды в городе, стоящем у воды - это дикий перекос! И вместо его устранения мы видим лишь усугубление проблемы. Дорогу-то проще открыть, чем, скажем, пустить ее же под землю... А отчитываться о "достижениях" надо!
Когда я была в Астрахани, я просто влюбилась в их набережную: много фонтанчиков, скамеек, скульптур, уютных красивых кафе. Была и на набережной в Дюссельдорфе: масштаб, современность и история - все воедино и все гармонично.

Люди хотят уюта и зелени, а им - дорогу.... И убеждают, что они об этом мечтали... Эх...