- Эдикула
В античной архитектуре ниша, обрамленная колоннами или пилястрами, опирающимися на подножие, и увенчанная фронтоном. В эдикулы ставились статуи богов в храмах, общественных зданиях, жилых домах. Эдикулами называются также небольшие эллинистические и древнеримские культовые здания.
- Экзотика
Стиль, несущий в себе основы этнических культур.
- Эклетика
Отсутствие принципиального единства при соединении разнородных взглядов, стилей, теорий, идей. По сути эклектика - смешение стилей.
- Экран
1. Щит, предохраняющий человека, электрический прибор, установку от вредного воздействия электромагнитного поля, света, излучения и т.п. Например, заслон перед камином для зашиты от прямого огня.
2. Натянутая на раму ткань или пленка из пластмассы, покрытая специальным веществом, на поверхность которой проецируется изображение.
- Экседра
Полукруглая глубокая ниша в здании или отдельное полукруглое полуоткрытое сооружение. Экседрой называлось также парадное помещение жилого дома.
- Экспозиция
Выставка произведений искусства или иных предметов, подобранных на определенную тему.
- Экспонат
Произведение искусства или предмет экспозиции.
- Экспрессия
Повышенная, подчеркнутая выразительность. Для достижения экспрессивности используется деформация, диссонанс, динамизм.
- Экстерьер
Художественный или архитектурный внешний вид, оформление здания.
- Эмаль
Прочное стеклообразное покрытие, наносимое на предмет, закрепляемое обжигом. Художественная эмаль (финифть) применяется для украшения предметов, исполнения миниатюрных портретов и т.д. Различаются эмаль выемчатая (заполняющая промежутки между металлическими ленточками, напаянными ребром на поверхность металла), прозрачная эмаль и расписная (живопись цветной эмалью, а также огнеупорными красками по эмалевой поверхности).
- Эмблема
Условное изображение какого-либо понятия или идеи.
- Эмпатия
Личная аналогия. Сопереживание, способность понимания эмоционального состояния других людей. Активная роль воображения и фантазии. В дизайне интерьера эмпатия используется при проектировании: для представления поведения людей, которые будут взаимодействовать с проектируемым объектом; для решения технических задач, когда проектировщик представляет себя на месте проектируемого объекта или его детали, «вживается» в его образ.
- Эмпоры
Галереи в интерьерах средневековых европейских церквей. Иногда эмпорами называют также аналогичные части светских построек. Эмпоры нередко отождествляют с хорами.
- Энкаустика
Живопись восковыми красками.
- Энтазис
Утолщение ствола (фуста) колонны в средней его части (обычно на одну треть ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.
- Эписталь
То же, что и архитрав.
- Эпистиль
Нижняя деталь балочной конструкции, опирающаяся непосредственно на опору.
- Эргономика
Наука, изучающая различные предметы, находящиеся в непосредственном контакте с человеком в процессе его жизнедеятельности. Цель эргономики - разработка формы предметов и предусмотреть систему взаимодействия с ними, которые были бы максимально удобными для человека при их использовании.
- Эркер
Полукруглый, треугольный или многогранный остекленный выступ в стене здания. Делается чаще всего в несколько этажей, иногда во всю высоту фасада (обычно кроме первого этажа); увеличивает площадь внутренних помещений, улучшает их освещенность и инсоляцию.
- Эскиз
Предварительный набросок.
- Эстамп
Оттиск художественного изображения, с печатной формы, выполненный при участии автора.
- Этажерка
Отдельно стоящая легкая мебель открытой каркасной конструкции: состоящая из ряда полок, расположенных одна над другой на стойках.
- Эхин
Часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем. Эхин является переходом от ствола колонны к квадратной верхней ленте капители - абаку.